История поселка Хоста уходит корнями в глубокую древность.Долины таких рек, как Хоста,
Мзымта, Кудепста по природным условиям очень хороши для проживания человека:
низкогорье, пологие склоны, наличие площадок для земледелия, близость воды…
Может быть, поэтому, именно, здесь было обнаружено большинство стоянок
первобытных людей.
Археологическими раскопками
в Воронцовской пещере (Хостинский район), обнаружены многочисленные
вещественные доказательства заселения пещеры первобытным человеком. По
найденным каменным и костным орудиям, остаткам посуды, костям животных,
археологами установлено, что человек обитал здесь уже 15-20 тысяч лет назад.
Где-то к II тыс. до н. э. относятся дольмены (культовые захоронения) и «жертвенный камень»
(Хостинский район) - ровесники египетских пирамид.
«Дольмен» в переводе с нижнебретонского языка означает «каменный стол». У адыгейцев дольмены известны
под названием «испун», «спыун»-«дома карликов», а также «кеунеж», «адамра» -
древние могильные дома. Для постройки дольменов выбирались довольно ровные
участки на некрутых склонах гор, речных террасах и невысоких вершинах
(до500-700 метров над уровнем моря). Причем, рядом обязательно находился
источник воды (река, родник, иногда – подземные воды). Вода играла важную роль
в ритуалах дольменостроителей; с ней связывали рождение и смерть («живая и
мертвая вода»).
Строились дольмены, ориентируясь на солнце: солнце каждое утро светило на главный портал
(возрождалось на востоке), а под вечер – умирало на западе. Исследования,
проводившиеся этнографами, показали, что почти все племена поклонялись солнцу и
луне как сверхъестественным существам. Материал дольмена – камень – связан с
представлениями о смерти. Он является границей между миром живых и миром
мертвых. Дольмен символизировал мировую гору, вобравшую в свое нутро умершего,
чтобы родить его снова.
Раньше существовала целая культура захоронения. Ранние погребальные сооружения содержат единичные
захоронения с богатым инвентарем. Это были весьма важные лица, останки которых
окружали прочные каменные стены. Их могли посещать – для чего и служило
отверстие дольмена; им могли поклоняться в специальном притворе – портальной
нише. В целом, дольменная постройка, закрытая пробкой, представляла собой вместилище
умерших предков, которые магически могли влиять на будущий достаток и
плодородие.
Со временем, в дольменах стали хоронить по несколько человек. Умерших укладывали «скорченно», придавая
«позу эмбриона или зародыша». Люди, вероятно, считали, что из какой позы
человек рождается, в той же позе и должен покинуть мир.
Но со временем культура захоронения менялась, и вскоре появился обряд вторичных захоронений. Он,
вероятно, возник потому, что люди стали считать, что душа находится в тесной и
неразрывной связи с телом, и отрывается от него только после исчезновения тела.
Поэтому, во вторичных погребениях хоронили только кости человека, а, особенно,
черепа, так как череп считался вместилищем души.
Интересен и сам способ строительства дольмена. Дело в том, что в 4-2 тысячелетии до н.э. во многих
частях света появились мегалитические сооружения (с греческого «мега» -
огромный, «литос» - камень). Это и пирамиды Египта, и Стоухендж в Англии, ряды
каменных столбов-менгиров во Франции и др.. Все они построены из огромных
камней. Так же и дольмены – одна стена (плита) которых, может весить десятки
тонн. Чтобы сделать одну плиту – требовалось много времени. Сначала в скале из
песчаника выдалбливались небольшие отверстия, в которые забивали деревянные
палочки и поливали их водой. Они со временем разбухали и откалывали огромные
куски песчаника, который затем перекатывали к месту постройки и обрабатывали.
Причем, следов дорог, по которым могли транспортировать эти камни, не находят.
Кавказские дольмены отличаются от других своей совершенной формой и
определенными математическими пропорциями внутренней камеры дольмена. Плиты от
3 до 30 тонн соединены пазами с точностью до миллиметра.
Еще одной чертой отличаются кавказские дольмены – это кромлехи из отдельных камней, окружающих памятники;
это символ рубежа, необходимого, чтобы отделить это место от обычного
пространства. Захороненный в дольмене человек, считался посредником между людьми
и богами.
В более позднее время появляются ложно портальные дольмены. Очевидно, люди стали опасаться
представителей загробного мира, и, чтобы лишить покойника найти дорогу обратно,
устраивался ложный вход. А настоящий лаз располагался на теневой, лесистой
стороне, связанной с загробным миром. Любопытно и то совпадение, что избушка
Бабы-Яги, стоящая на границе между мирами живых и мертвых, так же обращена
входом к лесу. И герою приходится произносить заклинание, чтобы попасть
вовнутрь.