В середине 18 - начале 19 в.
в бассейнах Хосты, Мзымты и Псоу жило абхазское племя джегетов
(садзов), а западнее - адыги и убыхи (в междуречье рек Шахе и Хоста).
Убыхов больше нет
И песнь его не вознесется к свету.
Обидно, если человек умрет,
А тут народ исчез с лица планеты.
(И.Н. Леплейская)
Итак, территорию нынешней
Хосты населял воинственный и гордый народ – убыхи. В исторической литературе о
них имеются лишь обрывочные сведения, касающиеся в основном периода Кавказской
войны. Полное выселение убыхов в Турцию в самом конце Кавказской войны, последующая
почти полная их ассимиляция там и потеря убыхского языка, не имевшего
письменности, оставили лишь слабые следы в трудах отдельных исследователей,
хотя этот своеобразный народ заметно выделялся в окружающей адыго-абхазской
среде. Историков удивляет необыкновенная воинственность этого малочисленного
народа (около 50 тыс. человек), на протяжении более 30 лет являющегося главным
ядром в оборонительной войне против царской России.
По свидетельству Услара,
название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их «уббых», в то
время как сам себя этот народ называл «апёх» или просто «пёх».
Крайним на юге убыхским
обществом, имевшим смешанное убыхо-абазинское население, являлось общество
Хамыш, в котором господствовал род Хамыш. Главное и наиболее крупное селение
этого общества располагалось вдоль долины реки Хоста (Хуоста).
В общественном отношении
убыхское общество было близко к феодальному, с элементами рабовладельческого,
что подтверждает торговля пленными воинами и девушками. Война и постоянная
готовность к ней, постоянные походы с целью захвата пленных и последующей их
продажей, приобрели характер доходного промысла и стали одной из основных
функций этого народа. Основной задачей убыхских общин была подготовка храброго
и выносливого воина.
Некоторые, убыхов считают предками современных
абхазов и адыгов, но это не так. Убыхи - самостоятельная нация, со своей
культурой и бытом. Находясь много веков под игом турецкого султана, черкесские
племена (а всех горцев раньше называли черкесами) не имели письменности, и поэтому
сведения о них имеются лишь в отчетах, публикациях путешественников и в отчетах
о войне с русскими. По этой причине мало, что известно о преданиях, верованиях,
культуре, истории и языке убыхов. Но существует такая легенда, что один человек
– Хаджи Нотаук Шеретлук, закончив мусульманскую школу и овладев грамотой,
захотел научить молодежь читать. Но для этого надо было выработать черкесскую
письменность. И тут он встретил много трудностей, так как язык горцев с его
трудностью гласных и обилием согласных букв, был языком гортанным, шипящим.
Долгое время Хаджи Нотаук работал над созданием черкесского букваря, и когда оставалось
уловить один последний звук и придумать ему начертание, ему явилось грозное
видение духа, который сказал: «Нотаук, кто призвал тебя сковать неповторимый
язык адыгов? Как ты можешь написать шум горного потока, клекот орла, топот
скакуна, свист стрелы? Повелеваю тебе сжечь все твои нечестивые начертания»!
Что он и сделал.